title.jpg (17428 bytes)
Свердловская региональная общественная организация
   
Профсоюзы в опасности!


Отдай голос в защиту профсоюзных лидеров!

Карта сайта
История
Наш проект
Есть вопросы...
Профсоюзный патруль
Профсоюзы учатся
Мероприятия, акции
Новости
Биржа труда
Нормативные акты
Сборники и бюллетени
Методические пособия
Отчеты
Книги
Образцы документов
Контакты
Наши партнеры
Пишите нам
   




Каталог ресурсов УралWeb Рейтинг ресурсов УралWeb

 

Методическое пособие "Как защититься от произвола коммунальных служб"

ЖИЛИЩНЫЕ УСЛУГИ

Инициативная группа

Для того чтобы эффективно бороться, необходима инициативная группа, которая может быть создана в любом дворе. Достаточно расклеить по подъездам объявление, чтобы провести общее собрание. Если предложить четкий план действий, наверняка активисты найдутся. Лучше, конечно, если такой комитет возникнет на уровне города или поселка, что требует более высокой организованности.

Получение информации

Вначале надо понять, что вообще происходит. Во-первых, услуги делятся на жилищные и коммунальные (Водоканал, Горгаз, Коммунэнерго). В связи с этим возникают вопросы:

- Что входит в перечень обязанностей ЖКХ?

- Какую сумму составляет общее количество перечисленных денежных средств?

- Как и на какие мероприятия эти денежные средства расходуются?

Хотя и существуют общие государственные стандарты, но в каждом субъекте Федерации органы местного самоуправления вправе сами определять калькуляцию, то есть расчет и насыщение тарифов. Информацию об этом обязана предоставлять местная администрация.

ЧТО ВХОДИТ В ЖИЛИЩНЫЕ УСЛУГИ?

Из ст. 15.2 Закона РФ «Об основах федеральной жи­лищной политики»:

«По запросам нанимателей жилых помещений по договору социального найма жилого помещения, собственников жилых помещений, их общественных объединений, объединений потребителей товаров и услуг органы государственной власти, органы местного самоуправления, осуществляющие регулирование цен и тарифов на продукцию организаций, оказывающих жилищные и коммунальные услуги (в том числе энергоснабжающих организаций), обязаны предоставлять информацию о полном составе затрат, относимых этими организациями на себестоимость указанной продукции, цены и тарифы на которую подлежат регулированию».

Получить информацию о затратах на содержание жилья можно следующим образом. Сначала необходимо подать заявление на имя главы местной администрации.

Пример заявления, для получения информации о затратах на содержание жилья.

Главе администрации г. Бердска

Терепе А. Г.

В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» прошу Вас сообщить, что входит в экономически обоснованный тариф с населения по платежам за содержание жилья с калькуляцией тарифа по копейкам за квадратный метр по виду услуг.

С уважением А. Иванов

(Разумеется, все заявления надо писать в двух экземплярах. Второй - под роспись. Если отказываются расписываться, посылайте ценным письмом уведомлением. При отсутствии ответа через месяц надо обращаться в прокуратуру.)

По этому заявлению заявитель должен получить документ следующего содержания.

Пример: калькуляция тарифов на жилищные услуги в г. Новосибирске.

Даже если не говорить о загадочных «внеэксплуатационных расходах», которые тянут почти на рубль с квадратного метра, надо отметить несколько вещей. Например, что плата за уборку лифта сравнима с платой лифтовой компа­нии за техническое обслуживание этого самого лифта. Или что в плату за содержание жилья входит освещение подъездов. Причем свет должен гореть в среднем семь часов в сутки, а ЖЭК обязан вкручивать лампочки раз в квартал.

СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

Но жильцов волнуют не только расценки на жилье. Для них большое значение имеет и то, в какие сроки должны выполняться те, или иные работы. Этот вопрос тоже очень хорошо проработан в современном российском законодательстве.

Из ст. 27 Закона РФ «О защите прав потребителей»:

1. Исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг). В договоре о выполнении работ (оказании услуг) может предусматриваться срок выполнения работы (оказания услуги), если указанными правилами он не пре­дусмотрен, а также срок меньшей продолжительностичем срок, установленный указанными правилами.

Из ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей»:

1. Если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) - сроки начала и окончания выпол­нения работы (оказания услуги) и промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги), или во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе:

- назначить исполнителю новый срок;

- поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

- потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги);

- расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги).

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Кроме того, необходимо знать нормы ГОСТ, в соот­ветствии с которыми должны проводиться работы.

ГОСТ Р 51617-2000

«Жилищно-коммунальные услуги.

Общие технические условия»

Приложение В

Сроки исполнения неисправностей в жилых домах, коммунальных гостиницах и прочих коммунальных местах проживания:

1. КРОВЛЯ

1.1. Протечки в отдельных местах кровли - 1 сут.

1.2. Повреждение системы организованного водоотвода (водосточныхтруб, воронок, колен, отметов и пр., расстройство их крепления) - 5 сут.

2. СТЕНЫ

2.1. Утрата связи отдельных кирпичей с кладкой наружных стен, угрожающая их выпадением (с немедленным ограждением опасной зоны) - 1 сут.

2.2. Неплотность в дымоходах и газоходах и сопряжениях их с печами- 1 сут.

3. ОКОННЫЕ И ДЕРЕВЯННЫЕ ЗАПОЛНЕНИЯ

3.1. Разбитые стекла и сорванные створки оконных переплетов, форточек, балконных дверных полотен: в зимнее время - 1 сут, в летнее время - 3 сут.

3.2. Дверные заполнения (входные двери в подъездах) -1 сут.

4. ВНУТРЕННЯЯ И НАРУЖНАЯ ОТДЕЛКА

4.1. Отслоения штукатурки потолка или верхней части стены, угрожающие ее обрушением (с немедленным принятием мер безопасности) - 5 сут.

4.2. Нарушение связи наружной облицовки и лепных изделий, установленных на фасадах, - принятие мер безопасности со стенами немедленно.

5. ПОЛЫ

5.1. Протечки в перекрытиях, вызванные нарушением водонепроницаемости гидроизоляции полов в санузлах - Зсут.

6. ПЕЧИ

6.1. Трещины и неисправности в печах, дымоходах и газоходах, которые могут вызвать отравление - 1 сут.

7. САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

7.1. Течи в кранах водопроводных и сливных бачков -1 сут.

7.2. Неисправности трубопроводов и их сопряжений (с фитингами, арматурой и приборами водопровода, кана­лизации, горячего водоснабжения, отопления, газооборудования) аварийного порядка - незамедлительно. 7.3. Неисправности мусоропроводов - 1 сут.

8. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

8.1. Неисправности воднораспределительного устройства, связанные с заменой предохранителей, автома­тических выключателей, рубильников - 3 часа.

8.2. Неисправности автоматов защиты стояков и питающих линий - 3 часа.

8.3. Неисправности аварийного порядка (короткое замыкание в элементах внутридомовой электрической сети и т. п.) - незамедлительно.

8.4. Неисправности электроплиты с выходом из строя одной конфорки и жарочного шкафа - 3 часа.

8.5. Неисправности электроплиты с отключением всей электроплиты - 3 часа.

8.6. Неисправности системы освещения общедомовых помещений (с заменой ламп накаливания, люминесцентных ламп, выключателей и конструктивных элементов светильников) -1 сут.

8.7. Неисправности автоматики и противопожарной защиты и сигнализации - незамедлительно.

9. ЛИФТ И ДИСПЕТЧЕРСКАЯ

9.1. Неисправности лифта, диспетчерских систем -1 сут.

10. ПРИБОРЫ УЧЕТА ПОТРЕБЛЕНИЯ ВОДЫ, ТЕПЛО­ВОЙ И ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ, ГАЗА

10.1. Неисправности приборов учета - 5 сут.

Примечание. Сроки устранения отдельных неисправ­ностей указаны с момента их обнаружения или заявки по­требителей.

Нормы ГОСТ обязательны.

КАК РАСХОДУЮТСЯ ДЕНЬГИ?

Согласно правительственным постановлениям об уровне оплаты населением услуг ЖКХ, в 2004 г. населе­ние оплачивало 90 %. Еще 10 % оплачивает федеральный бюджет. В ряде регионов местные власти устанавливают свои, льготные, уровни оплаты населением коммунальных услуг. Но прежде чем радоваться, следует вспомнить: 70 % от 100 рублей - больше, чем 90 % от 50 рублей.

Уровень оплаты - вещь условная, главное - размер. Не переплачиваем ли мы? В конце концов, мы платим не жилищный налог, а рассчитываемся за услуги, которые нам должны предоставлять. Для того чтобы это понять, необходимо обратиться к руководителю своей жилищно-эксплуатационной службы со следующим заявлением.

Начальнику ЖЭУ

Уважаемый начальник

В соответствии с Законом РФ «Об основах федераль­ной жилищной политики» и Законом РФ «О защите прав по­требителей», прошу сообщить Вас:

- сколько денег собрано с жильцов нашего дома за жилищные услуги с 1 января 2004 года;

- сколько средств с этого периода жители дома задолжали;

- сколько средств поступило из бюджета в возмещение разницы в тарифах и в возмещение льгот;

- сколько денег было потрачено на обслуживание нашего дома по видам затрат.

Кроме того, прошу предоставить мне штатное расписание.

В случае отказа предоставить информацию или предо­ставления неполной информации я буду вынужден обратиться в прокуратуру.

А. Иванов

В итоге либо Вам дают исчерпывающий ответ, по которому получается, что ремонтные работы проводились на самом деле, либо вы понимаете, что деньги ушли не­известно куда. И тогда наступает следующая фраза, т. е. перерасчет.

ПЕРЕРАСЧЕТ ЗА НЕОКАЗАННЫЕ УСЛУГИ

Из ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей»:

2. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.

3. Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.

Из ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей»:

1. Потребитель при обнаружении недостатков выпол­ненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбо­ру потребовать:

- безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

- соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

- безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;

- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Пример заявления о перерасчете.

На чальникуЖЭУ

Советского района

г. Новосибирска

Копии:

Прокуратура области Депутату городского Совета

Постановлением главы администрации области №... от 2004 года утверждено Положение «О порядке снижения платежей населения за некачественное предоставление жилищных и коммунальных услуг».

Я проживаю в данном доме с момента заселения, 25 лет.

Из жилищных услуг:

- ни разу не проводился ремонт лестничных клеток, в жутком состоянии потолочные перекрытия подъезда от многолетних протеканий швов между перекрытиями, в отвратительном состоянии вход в подвал, в таком же состоянии стены - разводы от протекания влаги через швы в потолке.

Из коммунальных услуг:

- не проводилась очистка вентиляционных каналов, отсутствует отопление подъезда, за 25 лет не было восстановлено ни одного стекла, не принимается никаких усилий для освещения подъезда, жильцы некоторых квартир сделали освещение над своими дверьми и пользуются им по своей потребности. Верхние этажи практически пребывают в темноте.

С момента фактического вступления Постановления №... в силу прошу:

- сделать перерасчет на мойл/сч 5705 за весь период по не предоставленным услугам;

- предоставить калькуляцию по видам оказываемых услуг, из чего должна складываться оплата.

В случае отказа или отсутствия ответа по истечению срока данное заявление будет приложено к исковому заявлению в суд.

КОШЕВАЯ Л. Г. (пенсионерка)

В случае если перерасчет не производится, то необходимо обращаться в суд или прокуратуру.

Далее